В 2023 году планируется увеличить выпуск электроавтомобилей в 9 раз по сравнению с прошлым. Примерно до 18 тыс. штук в год, и в 2024 году – 36 тыс. в год.
Стратегическая сессия по электротранспорту.
Текущую ситуацию развития рынка электромобилей и зарядной инфраструктуры в России обсудили в ходе стратегической сессии по электротранспорту под руководством Первого заместителя Председателя Правительства Андрея Белоусова 8 февраля.
Задача по развитию электротранспорта и зарядной инфраструктуры решается в тесном взаимодействии профильных ведомств – Минэкономразвития, Минпромторга и Минэнерго в рамках стратегической инициативы социально-экономического развития «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» и Концепции развития производства и использования электротранспорта в России до 2030 года, утверждённых Председателем Правительства Михаилом Мишустиным.
«Развитие электротранспорта – это тренд развития мирового автопрома. Конечно, нельзя забывать о развитии обычного автотранспорта, тем не менее очевиден взрывной рост электротранспорта во всём мире и России.
С этим связана реализация стратегической инициативы, она была нацелена на поддержку, реализацию трёхэтапной стратегии. Первый этап начался уже в прошлом году – это запуск рынка, где основной акцент связан с развитой инфраструктурой рынка. Речь идёт о быстрых зарядных станциях, а также создании регуляторики, которая позволяет комфортно использовать автомобильный транспорт, прежде всего потребителю, и одновременно снизить риски и поддержать доходность для производителей», – сообщил Андрей Белоусов.
Второй этап – это наращивание спроса и рост загрузки производств, третий – локализация производства. В 2022 году было произведено порядка 2 тыс. электромобилей в России. При этом наблюдается тенденция к увеличению планов по производству электромобилей. В этом году планируется увеличить выпуск электроавтомобилей в 9 раз, то есть примерно до 18 тыс. штук в год, и в 2024 году – 36 тыс. в год.
В 2022 году в рамках инициативы создано 439 быстрых зарядных станций в 12 пилотных регионах. «В этом году уже 34 пилотных региона, которые будут получать субсидии на ввод в действие быстрых зарядных станций. К 2024 году количество зарядных станций в России только в рамках инициативы должно составить порядка 3 тыс. штук», – добавил Андрей Белоусов.
По итогам 2022 года наблюдается стабильной рост по направлениям инициативы (электромобили, зарядная инфраструктура). «Только в ноябре и декабре 2022 года недельный рост продаж электромобилей превышал 180 штук (в 2021 году в среднем регистрировалось 25 электромобилей в неделю). На сегодняшний день в России уже зарегистрировано 24,5 тыс. электромобилей. А если говорить о зарядной инфраструктуре, то в России уже работает более 7,5 тыс. зарядных устройств и задействовано 35 операторов ЭЗС», – отметил заместитель Министра экономического развития Максим Колесников.
Динамика роста продаж электромобилей в первую очередь обусловлена реализацией мер поддержки, направленных на развитие электротранспортной отрасли и стимулирование спроса в рамках инициативы. Действующие меры делают приобретение электромобиля привлекательным для граждан – это льготное автокредитование для частных лиц и льготный автолизинг для юридических. В соответствии с этими программами покупателю предоставляется скидка в размере 25% при покупке в кредит или лизинг отечественного электрокара. Также в ряде регионов действуют такие меры, как бесплатная парковка и отсутствие транспортного налога.
Первый заместитель Министра энергетики Павел Сорокин отметил, что сейчас Минэнерго совместно с Минэкономразвития вводят в эксплуатацию ещё 872 электрозаправки в 39 регионах.
«Для создания устойчивого спроса на электромобили для начала необходимо создать всю соответствующую инфраструктуру, в том числе электрозаправки. Основной мерой поддержки является межбюджетный трансферт в размере 2,7 млн рублей, он предоставляется в качестве субсидии на строительство одной электрозарядной станции. Около 1,8 млн рублей из этой суммы предоставляется в качестве субсидии на закупку оборудования, и ещё 900 тыс. рублей – на технологическое присоединение», – уточнил он.
Замглавы Минпромторга Альберт Каримов отметил, что на данный момент производство отечественных электромобилей находится на этапе становления и обладает значительным потенциалом для развития. «Минпромторгом уже реализуется комплекс мер поддержки, способствующих наращиванию объёмов производства электротранспорта и локализации необходимых для него компонентов, а также стимулированию спроса на электромобили. Напомню, что к действующим мерам относятся программы льготного автокредитования и лизинга, субсидирование НИОКР, механизм заключения специальных инвестиционных контрактов с производителями, а также действующие программы Фонда развития промышленности. Кроме того, мы находимся в постоянном контакте с участниками рынка и ориентируемся на потребности отрасли с целью выработки совместных решений по усилению действующих мер», – сообщил он.
Представители регионов рассказали о своём опыте и успехах развития электротранспорта и необходимой инфраструктуры. Так, например, в Москве зарегистрировано более 3 тыс. электромобилей.
«За электрическим транспортом – будущее, и Москва становится не только лидером по его использованию, но и центром его разработки и производства. Президент России Владимир Путин поддержал предложение мэра Москвы Сергея Собянина о создании кластера электромобилестроения и производства компонентов в Москве. Уже в 2025–2026 годы на “Москвиче” планируем сделать собственную российскую платформу электромобилей и начинать производить автомобили с большинством комплектующих, произведённых в России. Мы уверены, что московский опыт может быть быстро распространён на другие регионы России, готовы работать над этим вместе с федеральным Правительством», – прокомментировал заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
Заместитель губернатора Нижегородской области Сергей Морозов сообщил, что в регионе благодаря постоянному содействию и контролю со стороны Правительства России стала возможной реализация крупного проекта по запуску электротакси, важной особенностью которого стала синхронизация всех возможных мер поддержки с общим объёмом только в прошлом году 300 млн рублей. С учётом частных инвестиций в проект было вложено 890 млн рублей.
«В январе правительство Нижегородской области запустило проект по развитию автомобильного электротранспорта, созданный для жителей комплексно – от зарядки до пользователя. Всего в рамках проекта будет сформирован комплекс из 280 электромобилей и 120 зарядных станций. Таким образом, в рамках проекта в стадии реализации находится самая крупная для региона сделка по приобретению электрокаров», – сказал он.
В рамках реализации проекта в 2022 году в Нижнем Новгороде уже построены 62 зарядные станции, приобретено 180 электрокаров липецкого производства. С учётом ранее установленных зарядных станций на текущий момент функционируют 82 зарядки.
В стратсессии также приняли участие исполнительный директор ООО «Моторинвест» Андрей Резников, президент АО «Элемент» Илья Иванцов, заместитель генерального директора по цифровой трансформации ПАО «ФСК ЕЭС – Россети» Константин Кравченко, президент АО «Ситроникс» (АФК «Система») Николай Пожидаев и другие.
Источник: ecoportal.su